МКУ «Мирнинская ЦБС»
  Версия для слабовидящих
 
 

Мирнинская
Централизованная
библиотечная система

 
 
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Мемориал в честь воинов, погибших при испытаниях ракетно-космической техники

Опубликовано 28.04.2025

(установлен в парке им. Г.Е. Алпаидзе). Авторы – майор Баштовой А.С., капитан Гайтров В.Д. 

Мемориал в честь воинов, погибших при испытаниях ракетно-космической техники (больше известный в городе под названием «Вечный огонь») был заложен в память о страшных трагедиях, произошедших 26 июня 1973 года и 18 марта 1980 года. В 1974 году была сооружена мемориальная площадка. Позже установлен и открыт обелиск в виде стилизованной ракеты. 7 ноября 1979 года на мемориале был зажжен «Вечный огонь», который до сих пор напоминает о том что, при испытании сложной космической техники погибли 55 специалистов космодрома. Здесь же захоронен и первый начальник 1-го Государственного испытательного космодрома МО РФ генерал-майор А.Ф. Овчинников. 2007 году, к 50-летию космодрома и города, мемориал был реконструирован. 27 сентября 2015 года, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, на Мемориале в память о погибших испытателях ракетно-космической техники был установлен новый поклонный Крест. Специально для Мирного была изготовлена копия Креста работы известного российского скульптора Вячеслава Клыкова (его оригинал установлен в Москве у памятника Дмитрию Донскому). На Мемориале у Вечного огня высечены слова: «Вечная память героям!».

Из истории аварий:

26 июня 1973 года на 1 час 32 минуты московского времени был запланирован запуск космического аппарата с помощью ракеты-носителя легкого класса «Космос-3М». За плечами боевого расчета части стоял шестилетний опыт работы с космическими ракетами данного типа. Предстоял семидесятый запуск. Одна из сложнейших операций предстартовой подготовки – заправка ракеты-носителя компонентами ракетного топлива. Процесс трудоемкий и, как показала практика, не всегда безопасный. Той июньской ночью сложная ситуация возникла именно в ходе заправки бака горючего, когда не сработали датчики системы измерения объемов заправленного топлива, и произошел его перелив. Специалисты, действуя в строгом соответствии с требованиями технической документации, приступили к частичному сливу топлива, а затем - к дозаправке ракеты носителя. Однако боевой расчет не мог предположить, что в результате этого произойдет нарушение герметичности бака горючего. Далее события развивались стремительно. В случае неисправности происходит автоматическая остановка пусковых операций, что и случилось за 15 секунд до старта. Для проведения мероприятий по подготовке ракеты-носителя к сливу компонентов топлива было задействовано более сорока человек. Теоретически все аварийные ситуации предусмотреть невозможно. «Белые пятна» в технической документации «стираются» только на практике. Действия специалистов космодрома в возникшей нештатной ситуации заполнили существующий пробел, но ценой этому стали человеческие жизни. Вот хронология последних минут перед трагедией. В 4 часа 18 минут и в 4 часа 20 минут к ракете космического назначения под руководством майоров Хомякова Б.Г. и Бирюкова В.Ф. направляются два расчета в составе тринадцати человек. В 4 часа 22 минуты произошла вспышка, за ней последовали два взрыва, и начался пожар. В результате – семь человек погибли на стартовом комплексе, тринадцать – получили ожоги различной степени и отравление парами ракетного топлива, двое из них скончались уже в госпитале.

Семью годами позже после гибели боевого расчета при заправке ракеты-носителя «Восток-2М» появились еще сорок восемь мемориальных плит. Пуск был назначен на 21 час 16 минут 18 марта 1980 года. Накануне ракета космического назначения была установлена в стартовом сооружении и прошла без замечаний весь цикл испытаний. К 19 часам все блоки ракеты-носителя были полностью заправлены керосином. Шла ее заправка жидким кислородом и азотом, завершалась заправка перекисью водорода. В 19 часов 01 минут яркая вспышка осветила окрестности, море огня охватило всю пусковую установку. В это время здесь на своих рабочих местах находились и выполняли операции технологического графика сто сорок один человек, сорок четыре из них погибли непосредственно на стартовом комплексе, а сорок три были доставлены в госпиталь, где в течение нескольких дней скончались еще четверо.

Для выяснения причин взрыва была образована Правительственная комиссия, в работе которой участвовали ведущие ученые, специалисты и опытные испытатели ракетно-космической техники из научно-исследовательских, конструкторских и промышленных организаций, Министерства обороны и Академии наук страны. Созданные рабочие группы по заданию Правительственной комиссии провели детальный анализ документации, опыта эксплуатации, технологии производства, технических данных о состоянии ракеты-носителя и стартового комплекса, организации и хода подготовки ракеты космического назначения к пуску, результатов осмотра остатков ракеты и стартового сооружения, сведений о личном составе боевого расчета и его действиях.

Основная сложность в работе комиссии заключалась в отсутствии прямых свидетельств о точном местонахождении неисправности на борту ракеты-носителя и причинах взрыва. Поэтому свои версии рабочие строили, опираясь на результаты опроса номеров боевого расчета, оставшихся в живых, и очевидцев трагедии, многие из которых находились на достаточно большом расстоянии от пусковой установки. Для объяснения причин катастрофы было выдвинуто десять версий, которые были разделены на две группы. Одна из них, условно названная «верхней», связывала начало катастрофы с образованием вспышки (локального взрыва) в районе третьей ступени. Больше всего версий (шесть) оказалось в «нижней», объясняющей начало катастрофы с взрывом перекиси водорода в нижней части ракеты-носителя.

Перекись водорода является крайне неустойчивым химическим соединением. Многие вещества выступают в роли катализаторов, вызывающих ее разложение. Нередко этот процесс заканчивается взрывом, способным поджечь все, что может гореть.

Правительственная комиссия приняла решение, что причиной катастрофы стал «взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета». Те, кто мог это опровергнуть, погибли при взрыве ракеты космического назначения. Только через год, 23 июля 1981 года, чудом избежав повторения трагедии, удалось установить, что причиной катастрофы 18 марта 1980 года могло быть использование каталитически активных материалов при изготовлении фильтров для перекиси водорода.

Разложение перекиси водорода в этом случае могло начаться в наземных магистралях и завершиться взрывом на борту ракеты-носителя. Однако доказать документально, что при заправке взорвавшейся космической ракеты в то время также использовались некондиционные фильтры, оказалось невозможным. Сухие строки отчета Правительственной комиссии и воспоминания очевидцев хранят примеры мужества, верности воинскому долгу и товарищеской взаимопомощи, когда командиры спасали своих подчиненных, и подчиненные выносили из огня своих командиров.

Несмотря на то, что более двух сотен тонн керосина и жидкого кислорода превратили пусковую установку в огнедышащий вулкан, подполковник Касюк А.Г., майоры Ручков Н.И. и Кенов И.А., капитаны Хлямов Ю.М. и

Лаврентьев В.В. через огонь, дым и раскаленные металлические конструкции эвакуировали своих подчиненных в безопасное место, в первую очередь, думая об их спасении. Майор Ручков Н.И. погиб, спасая людей. Капитана Лаврентьева В.В., получившего тяжелые ожоги, спасли его подчиненные – рядовые Баширов А.Ю. и Беглиев А.М. Выносили из огня своих товарищей и оказывали им первую помощь старший сержант Александров А.В., сержант Сергиенко А.И., ефрейтор Лохмаков Т.Д. и рядовой Мамиджаев М.А. В условиях сильного задымления и отсутствия видимости рядовые Шахназаров Д.С. и Дурдыев Д.А. остались у выхода из стартового сооружения и голосом подзывали людей, указывая им выход в безопасное место. Подполковник Касюк А.Г., прапорщик Рябов Н.П., ефрейтор Ганбаров Э.Ф., рядовой Павлов Б.Я. провели отстыковку заправочных шлангов, переместили с полыхающей пусковой установки заправочные агрегаты, наполненные взрывоопасными компонентами. В аварийно-спасательной группе, которую возглавил подполковник Кириллов С.А., все три дня, ликвидируя последствия катастрофы, в одной «связке» работали и офицеры, и солдаты. Их обливали водой, и они уходили за погибшими товарищами внутрь стартового сооружения, откуда еще било пламя. Сегодня достоверно известно, что в аварии 18 марта 1980 года боевой расчет был обвинен несправедливо и поспешно. И  только 5 февраля 1996 года на основании Акта межведомственной комиссии по дополнительному расследованию причин катастрофы 18 марта 1980 года было подписано решение о реабилитации.

На мраморных плитах мемориала космодрома «Плесецк» золотом высечены имена погибших испытателей космической техники. Символизируя вечное движение жизни, и продолжая традиции ушедших боевых товарищей, специалисты космодрома уверенно выполняют поставленные перед нами задачи по освоению мирового космического пространства.

 

 

 

117
Назад

Поделись информацией:



Независимая оценка
Чтобы оценить условия предоставления услуг наведите камеру Вашего телефона и сканируйте QR-код или перейдите по ссылке


«    Июнь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 






































Новости Мирного

31 мая 2025 12:28

ВНИМАНИЕ !!!

По информации ФГБУ «Северное УГМС»: Гроза, усиление ветра при грозе порывами 15-17 м/с по всей Архангельской области прогнозируется ночью ...

30 мая 2025 10:56

ВНИМАНИЕ!!!

По информации ФГБУ «Северное УГМС»: Усиление юго-западного, южного ветра порывами 15-20 м/с, гроза местами по 2 и 3 группам районов ...

20 мая 2025 17:37

Семья – в приоритете

В администрации Мирного наградили участников и победителей муниципального этапа областного конкурса «Лучшая семья Архангельской области». ...

6 мая 2025 17:06

Проверка доступности подвалов-укрытий

Мы уже писали о том, что в Мирном предусмотрены места, где 9 мая люди могут укрыться в случае атаки БПЛА и иной опасности. Места эти обозначены ...

30 апреля 2025 15:32

Где спрятаться от беспилотников? Места укрытий в случае возможной опасности 9 мая.

Паниковать не надо! Но быть готовыми к возможным действиям со стороны врагов стоит всегда. Особенно во время проведения массовых мероприятий в ...
 
 
МКУ «Мирнинская Централизованная библиотечная система» © 2025 г.
164170, г. Мирный, Архангельская обл., ул. Ленина, 33.
При использовании материалов ссылка обязательна. Администратор сайта.
Создание сайта — студия LunaCraft, 2012