Факт-чек по книге Ольги Ковалик «Галина Уланова»
(К 115-летию со дня рождения Галины Сергеевны Улановой)
В январе 2025 года исполнилось 115 лет со дня рождения звезды первой величины в мировой хореографии – Галины Улановой. Ее танец приводил зрителей в гипнотическое состояние. Расцвет дара Галины Улановой связан со становлением уникального художественного явления – советского балета. Она стала самой титулованной балериной: лауреатом четырех Сталинских и Ленинской премий, дважды Героем Социалистического Труда.
Мы предлагаем вашему вниманию факт-чек по книге Ольги Григорьевны Ковалик «Галина Уланова», где расскажем о шести фактах из творческой жизни знаменитой примы, Мариинского и Большого театров.
Факт № 1. Будущая балерина родилась в семье артистов Мариинского театра Сергея Уланова и Марии Романовой. Мама, Мария Федоровна, педагог Петроградского хореографического училища, наставляла дочь в балетной науке с самых азов и являлась для нее высшим авторитетом.
Под материнским контролем она прошла все годы хореографического училища, когда создавался «технологический аппарат» будущей танцовщицы.
Факт № 2. Первый и последний спектакли, в которых Галина Уланова принимала участие, были по случайному совпадению одинаковыми. В 1928 году на выпускном спектакле Ленинградского хореографического техникума она исполнила мазурку в балете «Шопениана». И с этим же спектаклем выступила последний раз на сцене Большого театра в 1960 году.
Факт № 3. Партия Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» в постановке Леонида Михайловича Лавровского стала для Галины Улановой одной из самых ярких в карьере танцовщицы. А ведь к работе над ней она приступила, когда ей было 30 лет. Непостижимый бег улановской Джульетты к патеру Лоренцо остался в истории как шифр, ключ к которому потерян навсегда.
Факт № 4. В 1944 году Галина Уланова танцевала с Алексеем Ермолаевым в балете «Жизель» в постановке Леонида Михайловича Лавровского. Это был единственный партнер балерины, который не покорился ее творческой воле. На сцене действовали две самостоятельные личности. Он – резок, вызывающ, циничен. Она – женственна, пленительна, поэтична.
Факт № 5. В 1945 году балетмейстером Ростиславом Захаровым в Большом театре была поставлена «Золушка». Главные партии танцевали две примы – балерины – Ольга Лепешинская и Галина Уланова. Состоялись две премьеры. Дмитрий Шостакович в рецензии на спектакль отмечал: «Золушка Улановой более сказочна, образ же созданной Лепешинской, более земной. И то и другое по – своему пленяет».
Факт № 6. Когда Уланова гастролировала в Пекине осенью 1959 года, китайский артист Мэй Ланьфан написал: «Танец умирающего лебедя… Танцует Галина Уланова… На сцене нет никаких декораций, но балерина словно принесла с собой в зал осеннюю прохладу тихого озера, свет холодной луны, в котором отражается тень одинокого лебедя. В ее жестах – воспоминания о любви принца, страдание от невозможности ответить на это чувство».
Об этих и других интересных фактах о жизни и творческом пути великой балерины вы сможете узнать из книги Ковалик Ольги Григорьевны - исследователя истории русского балета. В книге шесть глав, из них первые три посвящены детству, отрочеству и юности Галины Улановой в Ленинграде. Вторая половина книги повествует о зрелом творчестве балерины – ее успехах в ленинградском Театре оперы и балета, внимании Сталина, «переводе» из Ленинграда в Москву, приобретении статуса «балерины-победы», работе в кино, педагогической деятельности. Автор постарался не упустить ни одного имени, ни одного известного человека, с которым судьба сводила Уланову. Желаем интересного чтения!